Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A
Храмовый комплекс в честь Михаила Архангела в селе Красноармейском. /ФОТО: ВЛАДИМИР ЖДАНОВ

История небольшого села отражает историю большой страны

Недалеко от Сергеева располагается небольшое село, до 30-х годов прошлого века носившее название Архангельское, или погост Михаила Архангела. Это место, как и здешние храмы, с богатой историей, в которую с течением времени вплелись легенды и поверья.

- Существует предание, очень распространённое в Архангельском в 19 веке, которое гласит, что князь Дмитрий Пожарский, идя с войском на освобождение Москвы, именно здесь «учинил отдых» и потерял, но затем нашёл фамильный образок архистратига Михаила, - рассказал краевед Владимир Жданов. - В память этого обретения будто бы и был устроен Архангельский храм. А вообще Архангельский погост и храм Михаила Архангела известны с начала 17 века. Первое описание погоста составил в 1629 году летописец Афанасий Веков. Из его же старинного акта видно, что в начале XVII в. здесь было всего 9 домов.

Храм Михаила Архангела, как и рядом стоящая церковь в честь Святой Живоначальной Троицы, сначала были деревянными, с годами ветшали. К концу 18 столетия на их месте возвели каменные храмы.

- Холодная (летняя) церковь в честь Святой Живоначальной Троицы, однопрестольная, построена в 1797 г., второй храм – Архангельский, теплый, построен в 1784 г. В 1816 г. вокруг храмов устроена каменная ограда, - делится Владимир Юрьевич. - Своеобразие храмов состоит в том, что они построены в конце XVIII в., но в их архитектуре использованы элементы зодчества XVII в. В том же стиле выполнена четырехъярусная шатровая колокольня. Была в Архангельском храме и особо чтимая реликвия - «икона местночтимая Архангела Михаила резная на камне».

 

Untitled Scanned 23

Древний вяз не дожил до наших дней. На снимке шуйские фотографы Борис Сидоров и Владилен Лаврентьев безуспешно пытаются обхватить могучий ствол.

 

По словам краеведа, сам населённый пункт был небольшим. К середине 19 века здесь насчитывалось 12 крестьянских домов и около сотни жителей. Основным их занятием было хлебопашество, а зимой -  ткачество и работа на шуйских фабриках.

- Церковный приход села считался одним из самых обширных в Шуйском уезде, - подчеркнул Владимир Юрьевич. - Кроме Архангельского погоста, в приход входили 22 деревни.

Своё нынешнее название - Красноармейское - село получило в 30-е годы 20 века. Владимир Жданов рассказал, что в 1935 г. сбросили колокола с колокольни. Затем снесли каменную ограду вокруг храмов. А в конце 1940 года церковные здания решили использовать «под культурно-просветительские цели». 

Существует легенда, что некогда жил в этой местности блаженный Серёжа Красноармеец, что ходил он зимой и летом в солдатской шапке со звездой и напевал песни про войну. Но это всего лишь поверье. Насколько оно соответствует действительности, судить не беремся.

- Некоторое время в зимнем храме располагались изба-читальня и школьный спортзал, - поведал Владимир Жданов. - В послевоенные годы  предпринимались попытки открыть хотя бы один храм, но это прихожанам сделать не удалось. В помещениях церквей долгое время хранились минеральные удобрения.

По мнению краеведа, эти удобрения, проникающие в почву, привели к гибели вязовой рощи на крутом берегу Тезы рядом с храмами. Выделялось там одно дерево-гигант. Чтобы его обхватить, требовалось 4-5 человек. Существует легенда, что этот вяз-богатырь посадил сам Иван Грозный. Есть и другая версия — дерево сажала Екатерина Великая. Но роща погибла.  И её, и вяза-великана мы можем увидеть только лишь на фотографиях.

 Возрождение храмов началось в 1997 г.  Сейчас церковных здания — настоящее украшение Шуйского района, являются подворьем Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря в Сергееве. Кстати, рядом с церквями на Тезе оборудовали купель, в которую можно погрузиться в Крещение.

С возрождением церкви село стало развиваться. Здесь покупают земельные участки и строят дома, кто-то восстанавливает жилища своих предков, доставшиеся по наследству. Место-то живописнейшее! 

Вот так удивительная история небольшого села, затерянного среди бескрайних просторов России, отражает историю большой страны.