Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

16 мая 1847 года в селе Дроздово Шуйского уезда родился Иван Владимирович Цветаев

31 мая 1912 года в присутствии императора Николая II и почти всей царской семьи состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств, первоначально получившего имя императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Музей был заложен 17 августа 1898 года и все эти 14 лет рождался в муках и стоил его основателю жизни. Словно выполнив своё предназначение, после открытия Музея Иван Владимирович Цветаев прожил лишь один год… 

Идея Музея, ставшего одной из вершин Серебряного века, возникла у Ивана Владимировича задолго до его появления. Марина Цветаева однажды написала об этом так: «Мечта о русском музее скульптуры была, могу смело сказать, с отцом сорожденная...»

Родился Иван Владимирович в селе Дроздово Шуйского уезда 16 мая 1847 года в семье священника Владимира Васильевича Цветаева. Крещение его состоялось в местном Воскресенском храме в день празднования апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 

В.В. Цветаев приехал «к нам» совсем не случайно – фактически это его родина. Он родился в 1818 г. в семье диакона Спасской церкви города Шуи, поэтому по окончании Владимирской духовной семинарии местом своего пастырского служения выбрал родные места. 31 августа 1841 года Владимирская духовная консистория назначила Владимира Васильевича на священническое место в село Дроздово, что в 8 верстах от Шуи. Месяцем ранее Владимир Цветаев венчался в Крестовоздвиженском храме Шуи с Екатериной Сакулиной, дочерью диакона.

Жили Цветаевы, как и большинство сельского духовенства, бедно – Иван и его братья в теплое время года бегали по Дроздову босиком. О «босоногом детстве» своего отца не раз вспоминала в рассказах Марина Цветаева. Башмаки надевались только в особо торжественных случаях, например, для поездки в город или в праздничные дни. Сам Иван Владимирович, прививая дочерям скромность и экономность, говорил: «Я студентом снимал за городом сапоги, берег их…» 

Начальное образование Иван Владимирович получил у отца, а затем в 1856 году отправился на учебу в Шуйское духовное училище (располагалось оно тогда на площади близ Воскресенского собора). Как пишет сам Цветаев, поселился он в Шуе у больничного дьячка.

После учебы в училище и духовной семинарии И.В. Цветаев блестяще окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Вскоре защитил в Петербурге магистерскую диссертацию, которую он посвятил своему первому учителю – И.П. Чуриловскому, преподавателю и смотрителю (т.е. директору) Шуйского духовного училища.

Затем Цветаев преподавал на кафедрах римской словесности Варшавского и Киевского университетов, более двух лет провел за границей (в Италии и Германии), изучая археологические древности. С 1879 года Иван Владимирович – профессор кафедры римской словесности Московского университета. Через 10 лет, оказавшись на кафедре истории и теории искусств, он полностью переключился на историю древнего искусства.

В полной мере Цветаев раскрыл свои планы об устройстве Музея античного искусства 24 апреля 1894 года на открытии Первого съезда русских художников. Покровителем Музея с самого начала стал брат царя Александра III  великий князь Сергей Александрович, в то время московский губернатор. Великий князь посчитал это своим долгом.

Основной замысел Цветаева для музея – педагогический, «дать нашему юношеству новое, идеально-изящное учреждение..., цели альтруистического добра, высшего просвещения, внесения чистых образов и идей в среду современного и грядущего юношества». Иван Владимирович – великий труженик, фанатик в самом хорошем смысле этого слова – увлекал всех вокруг себя, в особенности свою семью. В работе над музеем участвовала и его первая жена Варвара Дмитриевна (дочь известного русского историка Иловайского), а затем и вторая спутница жизни Ивана Владимировича – Мария Александровна Мейн (мать Марины и Анастасии Цветаевых), составившая предварительный план Музея изя­щных искусств. Разговоры об античности, окружавшие в детстве Марину Цветаеву, в значительной мере отрази­лись впоследствии в ее поэтическом творчестве.

Идея Музея и ее воплощение пришлись на долю И.В. Цветаева, наверное, неслучайно – именно ему, выходцу из народа, прошедшему путь от дроздовской колокольни до Московского университета, было это предначертано свыше. Марина Цветаева в очерке «Открытие музея» с гордостью писала о том, что «...мечту о русском музее скульптуры суждено будет унаследовать сыну бедного сельского священника, который до двенадцати лет и сапогов-то не видал...».

История создания И.В. Цветаевым Музея изящных искусств беспримерна в истории европейского музейного дела. В буквальном смысле слова Иван Владимирович организовал Музей «с нуля». Цветаев не был ни коллекционером – владельцем произведений искусства, ни богатым меценатом. Но у него была высокая цель – просвещение народа – и огромное желание трудиться для этого.

 «Цветаевское дело» поддержали многие, хотя и далеко не все. Отказали в помощи московские богачи Л. Готье, В.А. Хлудов и даже знаменитый Савва Морозов. Но всё же музей был создан на частные средства, за исключением 200 тысяч рублей, полученных из «казны». П.М. Третьяков – гордость не только Москвы, но и всей России – в меру своих финансовых возможностей (он создавал свою галерею) сделал дар Музею, оплатив часть скульптур для Римского зала. Но значительно больше других для Музея потратился Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, владелец стекольных заводов в Гусь-Хрустальном Владимирской губернии.

Проект Р.И. Клейна, деньги Ю.С. Нечаева-Мальцова и энергия И.В. Цветаева положили начало великому делу. Как писала Марина Цветаева: «Музей Александра III есть четырнадцатилетний бессребреный труд моего отца и три мальцевских, таких же бессребреных миллиона…».

Активно помогали Цветаеву при формировании коллекции Музея известные русские художники В.М. Васнецов и В.Д. Поленов. В 1911 году усилиями Ивана Владимировича и его друзей Музей пополнился всемирно известной богатейшей коллекцией знаменитого египтолога В.С. Голенищева. С момента поступления голенищевского собрания подлинников восточных древностей Музей изящных искусств, отмечал Цветаев, вошел в число первых музеев мира.

Известный русский художник Илья Репин сказал по поводу открытия музея: «Какую жемчужину подарил нам Цветаев, какая экспозиция! Как продуман каждый шаг!». А за этим – многолетний кропотливый и напряженный труд. Несмотря ни на какие беды и тяготы, Цветаев увлеченно работал, пока хватало сил. Даже за два дня до смерти Иван Владимирович, по воспоминаниям его дочери Анастасии, говорил о поездке в Италию, чтобы написать там свой очередной труд об истории архитектуры древнеримских храмов...

В заключение рассказа о Цветаевском музее приведу слова пожизненного председателя Московского археологического общества графини П.С. Уваровой, сказанные об И.В. Цветаеве после его смерти: «Отдадим же ему должную дань признательности и уважения, в надежде, что ни Москва, ни её Университет, ни Музей, ни подрастающее поколение, ни мы все – не забудем творческих заслуг Ивана Владимировича Цветаева по созиданию Музея, и что имя творца Музея навсегда останется за ним».

В 2013 году решением городской Думы И.В. Цветаев заслуженно причислен к званию «Почетного гражданина города Шуя».