Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A
Нина Евгеньевна Бабашова (на снимке вторая слева) с шуянами на открытии выставки в Павловском дворце.

Встреча с членом Союза художников, народным мастером Встреча с членом Союза художников, народным мастером Ивановской области Ниной Бабашовой

Имя Нины Евгеньевны Бабашовой, родившейся в п. Писцово Комсомольского района, оказалось причудливым образом связано с Павловским дворцом в Шуе, в котором недавно прошла персональная выставка ее работ «Ситцевый калейдоскоп». 

Все дело в том, что детство Нины, вся жизнь ее семьи были связаны с Павловской фабрикой, которая работала в Писцове, а для поселка и окрестностей была единственной кормилицей. Она была основана Дмитрием Ильичом Павловым, дедом шуйского мецената Михаила Алексеевича Павлова.

И дед, и отец Нины Евгеньевны работали на фабрике. Из окон дома виднелись фабричные корпуса, а ночью ее будили длинные и громкие гудки, призывающие на смену рабочих со всех деревень. С тех пор прошло уже больше шести десятков лет, а Нина Бабашова до сих пор помнит завет отца, говорившего: «Если вдруг потеряешься в незнакомом месте, ориентируйся по фабричной трубе, ее издалека видно, сразу дорогу найдешь!». Сейчас это кажется даже неким пророчеством, потому что так и случилось - вся ее жизнь оказалась связанной с текстильным делом. 

Нина Евгеньевна, педагог по профессии, лишь на пенсии обрела дело всей своей жизни. А помог случай. Ее муж Евгений Витальевич, еще в 1994 году увидев небольшое объявление в «Ивановской газете» об открытии курсов лоскутного шитья, заявил ей: «Займись-ка делом, иди на курсы и сшей мне такое же одеяло, под каким я спал в детстве, какое мама мне сшила». Перечить супругу она не стала, тем более, как оказалось, каждый из них в сердце хранил самое дорогое воспоминание детства.

Курсы лоскутного шитья, вопреки ее ожиданиям, дали совсем мало знаний. Это были самые азы работы с тканями. Итогом стала небольшая прихватка на кухню. Процесс ее изготовления совсем не впечатлил Нину. Приступить к непростому конструированию целого покрывала для любимого мужа она не могла, ей просто тогда не хватало знаний и мастерства. Поэтому она решила отложить это дело до лучших времен. 

Желание сделать значимый подарок мужу не оставляло. Поэтому Нина Евгеньевна начала читать специализированные журналы, искать информацию по библиотекам. «А дальше как спусковой крючок внутри сработал: на 8 марта мне прислали много поздравительных открыток. И я, прочитав одну, вдруг автоматически отрезала от нее уголок. Затем быстро достала лоскутки, которые у меня хранились, и начала кроить – быстро и умело  – 

и раскладывать ткани на ковре», – вспоминает мастерица. Только через год после окончания курсов заветное одеяло было готово. 

Муж был в восторге от подарка супруги, но воспользоваться одеялом сразу у него не получилось - сначала оно побывало на экспозиции. С этого времени началось активное участие Нины Бабашовой в выставках различного уровня – городских, областных, всероссийских и международных. 

Муж Нины, Евгений Витальевич, - большой поклонник творчества своего земляка Михаила Дудина, знакомый с ним лично. Еще в начале супружеской жизни его стихами «заболела» и Нина. Всю свою педагогическую жизнь она активно занималась исследованием и популяризацией его творчества. Поэтому когда Нина Евгеньевна создала вдруг целую коллекцию из 24 панно, иллюстрирующих произведения М. Дудина, это оказалось закономерным. Эти работы Бабашовы не раз выставляли в дни памяти и к юбилеям писателя.

 Лоскутное шитье постепенно стало делом всей жизни семьи Бабашовых. Да и где, как не в текстильном крае, этим интереснее всего заниматься? Сначала Нина покупала в магазинах тканей буквально все, что понравится, – материал был недорогим. Когда в начале 2000-х годов фабрики стали одна за другой закрываться, цены  поползли вверх, а ассортимент стал уменьшаться. 

В 2013 году она случайно пришла на выставку заслуженного художника России Владимира Колесова, который работал на  ивановской фабрике БИМ, и была ошеломлена, увидев калейдоскоп ее любимых тканей, которые в избытке хранились у нее дома. Оказалось, что Владимир Александрович готовил персональную выставку, но трех месяцев не дожил до нее. 

Огорчение Нины Евгеньевны, которая вовремя не познакомилась со своим любимым художником по тканям, было велико. Но тогда и возникло огромное желание сделать коллекцию панно из колесовских тканей и через год устроить другую выставку. Если задуматься, то популяризацией творчества художников по тканям тогда никто не занимался. 

Тщательно разбираясь в своих запасах, мастерица провела титаническую работу в музейных каталогах, определив 40 рисунков и 76 тканей в разных оттенках, автором которых был Владимир Колесов. И у нее хранилось все это богатство! Ветка сирени, рябина, черемуха, фиалки, мак, листопад, замысловатый кружевной рисунок, абстракции – вот только часть тех рисунков, которые создал Владимир Колесов. Тут и придумывать было нечего: появилось панно с веткой сирени, заглядывающей в окно. Непривычная для позитивного художника темная ткань тоже нашла свое обрамление – так был создан «Погост». 

 

Нина Бабашова никогда не боялась экспериментировать с тканями: везде это взрыв цвета, эмоций, сочетание разных фактур и вариантов сборки. Через год выставка была подготовлена, а потом мастерица подарила ее в Ивановский музей ситца. 

 Заинтересовала рукодельницу и другая ивановская художница по тканям, которая работала на Самойловском ХБК, М.Б. Тощева.  Несколько работ были созданы с ее тканями. К 100-летию Ивановской губернии была организована выставка Бабашовой. «Работам «Победный май», больше напоминающей знамя Победы, и «Красный Манчестер», созданной из небольших овалов, уже больше 20 лет, но они как новые, несмотря на то, что выставлялись не один десяток раз на разного рода экспозициях и объездили не только нашу страну, но побывали и за рубежом», – говорит Нина Евгеньевна. 

Несколько лет назад, оценив ее вклад в популяризацию ивановских тканей, многократное участие во всевозможных выставках, ей предложили вступить в Союз художников России.  

 

В Шуе выставка Нины Бабашовой прошла впервые. Но связана мастерица с нашим городом давно: много лет она приезжает на «Шуйские ситцы», чтобы приобрести ткани. «Мне хочется запечатлеть красоту шуйских тканей. Хочу подготовить серию работ «Шуйская набойка» с использованием льна. Ведь любая ткань сегодня – это еще современность, а завтра - уже история», – делится планами на будущее Нина Евгеньевна. 

 Секрет удачной работы, по словам Нины Бабашовой, прост: «Когда на улице холодно и зябко, как сейчас, когда яркие краски пропали, нужно взять в руки пестрые ткани, разложить их на столе, и тогда непременно наступит праздник, а работа обязательно получится. Только делать ее нужно с хорошим настроением!»