Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A
Светлана Киселева с работами учеников. / Фото: Екатерина Ивина, «Шуйские известия».

В детской художественной школе маленьких шуян учат фантазировать, творить и гордиться своими работами

Как из одной пластилиновой груши за час слепить ворону и нарядить ее в платье? Как на плоском листе картона сделать рельефную картину? Для чего начинающему скульптору нужны пресс для измельчения чеснока и сито? Все это ребята узнают на занятиях в Шуйской детской художественной школе.
«Пластилиновая ворона». Только в этом году в ДХШ появилась программа раннего художественно-эстетического развития с этим говорящим названием, где педагоги не только расскажут об особенностях работы с глиной или скульптурным пластилином, но даже первоклассник сможет самостоятельно сделать керамическую шкатулку в подарок маме.
Ирина Седова и Светлана Киселева – опытные педагоги, занимающиеся с детьми 7-9 лет по этой программе. Ирина Геннадьевна работает с самыми маленькими, а Светлана Юрьевна - с ребятами постарше. Детям, которые имеют уже некоторый опыт работы с пластилином, почерпнутый в детском саду или в школе на уроках труда, преподаватели художки стараются расширить творческий кругозор. Ребята изучают приемы создания тех или иных элементов композиции, знакомятся с материалами для лепки, которых сейчас очень много.
Но главная цель, которую ставят педагоги - развитие пластического мышления, которое важно не только для скульптора, но в принципе может пригодиться в будущем в любой профессии.

Сначала ребята рисуют эскиз на бумаге. Часто это - домашнее задание. А на уроке приступают к основной работе: создают объемную фигуру по своему рисунку из предложенных педагогом материалов и украшают ее. «Легче всего лепить из мягкого пластилина. Он детям привычнее, скульптурный - тверже, надо прикладывать усилия, а вот глину первоклассники не очень любят, потому что руки сохнут, да и техника работы с ней непростая, - говорит Ирина Геннадьевна. - Но все равно ученики справились и сделали прекрасные работы из глины, которые можно даже подарить».
Вся программа курса первого года обучения направлена на то, чтобы научить детей создавать фигуру человека - статичную или в движении. А еще в планах у Ирины Геннадьевны совместное с детьми создание короткометражного мульт­фильма, где главными героями будут работы, сделанные самими учениками.
Светлана Юрьевна Киселева, кроме программы «Пластилиновая ворона», ведет у ребят еще курс по созданию кукол. По ее собственному признанию, «заболела куклами» давно, когда еще училась в Горьковском театральном училище на художника-бутафора, а потом заразила этой любовью своих учеников, когда пришла работать в Шуйскую художественную школу.

Раньше актуальной была текстильная кукла. Сейчас, когда появилось множество разнообразных материалов, например, самоотвердевающий пластик, творить стало еще интереснее. Кукла стала иметь другую фактуру: она стала роскошной, лучше передает движение, настроение, виден характер, прослеживается изумительная пластика. В ней будто появилась жизнь. И педагог с ребятами, используя новые материалы, вышли на совсем другой уровень: от городских и областных конкурсов перешли на межрегиональные, всероссийские и даже международные.

И стали побеждать! Так, в петербургском конкурсе «Уникум» в 2018 и в 2019 годах воспитанники Светланы Киселевой А. Гордеев и П. Вожеватова стали лауреатами. С. Сонина — призер международного конкурса.
«Кукла не появляется внезапно, ее образ мы вынашиваем очень долго: придумываем, крутим в голове, читаем информацию в сети на интересующую тему, и только потом рождается кукла. Так, например, появилась африканская тема, - говорит Светлана Юрьевна. - Я сначала долго приноравливалась к этой идее, потом создала свою куклу, а уже затем пришла к детям с открытым уроком. Они тоже сделали кукол-африканок, и у каждой был свой неповторимый характер».
В старших классах Светлана Юрьевна предпочитает работать с пластиками, а в младших берет материал проще, например, текстиль. Текстильная кукла до сих пор осталась любимой у педагога. Так появляются целые сюжетные композиции, например, на тему русская провинция.
Удивительно, но в мастерской есть куклы, сделанные из ваты - легкие, почти невесомые, оформленные яркой гуашью. Они напоминают игрушки, которые вешали на елку в 20-30-е годы прошлого века наши прабабушки и прадедушки.
Весной, на дистанционке, не имея возможности использовать материал, который предложит педагог, ребята творили кукол из подручных материалов: папье-маше, пластиковых бутылок, банок, стаканчиков, шпажек для суши, салфеток. И дети справились на отлично: получились яркие оптимистичные работы. Педагог гордится своими воспитанниками, которые каждый раз создают своего неповторимого героя, свою историю, которые никогда не повторяются. Вот так растут таланты! И кто знает, может, кто-то из этих малышей станет знаменитым скульптором!